Бэнкси и толпа полоумных

По 24 ДОК крутят два чудных фильма: «Вход через сувенирную лавку» и «Бэнкси сделал Нью-Йорк». Про первый я даже говорить не буду – это не фильм, это полный восторг, я смотрела его уже раза четыре и дальше буду смотреть. Здесь можно роман писать. Собственно кино о том, какая профанация вся эта современная культура, все это их изобразительное искусство. На конкретнейшем примере показано и разжевано. При чем, что особенно доставляет, кино снято с подачи и с комментариями самого Бэнкси.

А в «Бэнкси сделал Нью-Йорк» есть один момент, который перекликается с первым фильмом. Абсолютно гениальный момент. Не буду вдаваться в предысторию, картина такая. На двадцать-какой-то день пребывания и бурной деятельности Бэнкси в Нью-Йорке, на одной из улочек появляется лавочка, обычный уличный развал. В это время, надо сказать, толпы ополоумевших фанатов и охотников за дорогостоящими шедеврами Бэнкси носятся по городу в поисках нового произведения художника. Таковы условия игры. А с развала зевающий старик продает трафареты, вроде как по типу Бэнкси. Трафарет по 60 $ за штуку.

Торговля идет очень вяло. В итоге под конец дня выручено 460 $. Лавочник сворачивается, и естественно на следующий день на сайте Бэнкси появляется видео про то, как с этого развала его картинки продавались. Цена этих трафаретов в одночасье возрастает с 60 $ до 280 000 за шутку. Коллекционеры рвут на себе волосы, счастливчики, которые купили вчера эти картинки просто так, в прихожей дыру на обоях закрыть, что-то себе думают, наверное, прыгают до небес.

От комментариев искусствоведов я выпала в осадок. Я не ожидала. Мне казалось, этой акцией Бэнкси высказался абсолютно конкретно и недвусмысленно: ребята в дерьме, за которое вам жалко 60 баксов отдать, вы начинаете видеть ценное произведение искусства только, если на нем печать Бэнкси поставить.
Но не так решили искусствоведы и знатоки. Общий смысл их комментариев свелся к тому, что эта акция показывает, как часто мы смотрим на вещь и не замечаем шедевра гениального в ней… бла-бла-бла… все в таком роде.

Если я бы была Бэнкси, я обожала бы свою работу. Троллить идиотов тысячами, десятками и сотнями тысяч, так чтобы они продолжали тебе сапоги лизать, а ты продолжал их за это троллить, а они еще с большим подобострастием лизать, а ты плевать им в лицо, а они твои плевки называть соприкосновением с высоким искусством и так далее.

После этих фильмов я правда сильно люблю этого чувака. Я просто не знаю другого такого мега-тролля.
Ты не видела Вход через сувенирную лавку, Таньк? Если попадется, посмотри, пожалуйста. Наикрутейшее кино.
Я просто не знаю другого такого мега-тролля.
А Уорхол???
Уорхолл - это совсем другое. Не берусь точно живописать, что, но меня от него воротит. По-моему, он тот еще мудила был и прилично на себя сам дрочил, на свое твоооорчество. А это уже взаимоисключающие с троллингом категории.
Уорхолл -- не Бэнкси, но на его банку супа дрочат точно также.
Я бы не назвал это троллингом -- слишком предсказуемый, ожидаемый ход и результат. Стоимость любого художественного произведение во многом производное от популярности творца. Кто только по этому не прошелся?
Не знаю, как объяснить. Мне кажется, что разница очевидна. Когда художник сам на себя дрочит и на него дрочит толпа, кто-то крикнет: Ваше искусство - не искусство, а фигня какая-то, его тут же заплюют: сам ты дурак и ничего не понимаешь в колбасных обрезках.
Другое дело, когда на художника дрочит толпа, а он деятельно им объясняет, что все это искусство и его в том числе - фигня какая-то, а толпа ему: о дааа, давай ещё! результат, может, и предсказуемый, а вот ход абсолютно неожиданный.